Современный детский садик
в центре Дмитрова

Великий невидимка - воздух

Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится.
(Загадка про воздух)

Редко кому приходится сомневаться в существовании воздуха. Даже дети про него знают. Между тем воздух - отец ветра и огня - таит в себе множество секретов. Приоткрыть завесу физических тайн, а заодно потренироваться быть настоящими учеными и неутомимыми экспериментаторами мы с ребятами и решили в октябре.

Вспомнив о правилах безопасности при проведении экспериментов, мы убедились в том, что воздух действительно есть. Его даже можно поймать:

Более того, воздух - повсюду. Например, им полны наши собственные тела:

А также предметы - мыслимые и немыслимые. Ребята проверили на наличие воздуха поролоновую губку, кусочки сахара, апельсин и… кирпич. Самым неожиданным открытием было наличие воздуха в кирпиче. Поначалу в это никто не верил, а после - не сомневался.

С апельсином история еще интереснее. Целый апельсин - плавает. Апельсиновые дольки - тонут. Зато кожура - замечательно плавает. Можно нащупать взаимосвязь между плавучестью и количеством воздуха в веществе:

Также воздух можно обнаружить в каждой баночке, стаканчике и даже бутылке. На заре веков человечество успешно использовало это знание для изучения подводных глубин, создавая подводные колоколы. Вот и мы, подобно первооткрывателям, обнаружили это чудесное свойство воздуха - защищать от воды. Для этого надежно закрепили салфетку в стаканчике и опустили его в воду. Не иначе фокус - салфетка осталась сухой! Все меняется, если стаканчик наклонить и выпустить из него весь воздух:

Поговорили мы и об органолептических свойствах воздуха. Конечно, столь “страшное” слово прозвучало лишь вскользь, но погодя мы обсудили необходимость проверять исследуемое в ходе экспериментов вещество при помощи органов чувств и в очередной раз вспомнили о технике безопасности. Обнаружили, что воздух невидим, не имеет ни вкуса, ни запаха:

Говоря о воздухе, нельзя не вспомнить про ветер. Мы подробно проверили тот факт, что, нагреваясь, воздух становится легче и поднимается вверх. Именно это и становится причиной образования ветра. Причем, чем больше объем нагреваемого воздуха, тем больший он создает поток. Закрепили материал при помощи просмотра образовательного видео про ветер:

Ветер неизбежен, и октябрь не устает напоминать нам об этом. Но хорошо это или плохо? Как и на многие вопросы в жизни, ответ на этот не так однозначен. В ходе беседы мы пришли к выводу, что ветер одновременно несет как разрушительную силу, так и пользу:

Но не только ветер приводит воздух в движение. Воздушные массы находятся в нем постоянно! Мы проверили это с помощью очередного эксперимента: воздух донес до нас аромат апельсина из дальнего конца группы, стоили открыть наполненную банку и подождать. Тогда как закрытая банка практически не пахнет:

Ну и, конечно, куда в детсадовской жизни без творчества! Беседуя о воздухе, его свойствах и могуществе, мы неоднократно вспомнили о воздушных шариках и решили сделать аппликацию с ними. А обсуждая ветер, изготовили ветроуловители-вертушки, с которыми невероятно весело бегать на прогулке: