Современный детский садик
в центре Дмитрова

Информационно-творческий проект «Покормите птиц зимой!»

Для развития познавательных способностей детей, способностей к анализу и синтезу, очень важно познакомить дошкольников с существующими в природе и мире людей закономерностями. Наиболее простой, эмпирически доступный способ сделать это – обратить внимание детей на важнейшие экологические закономерности, направить и развить детскую мысль, не создавая при этом ответ за ребенка.

В ноябре нам представилась возможность осуществить задуманное путем реализации нового проекта.

Цель: помочь зимующим птицам вблизи территории детского сада пережить холодную зиму. Побуждать детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах;
  • Формировать умение устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • Совершенствовать умение детей составлять рассказы-описания и сюжетные рассказы;
  • Пополнить развивающую среду группы материалами по теме проекта;
  • Воспитывать заботливое отношение к тем, кто слабее, желание помогать им в трудный период.

Начали мы, как водится, с вводного занятия «Кто как к зиме готовится», на котором обсудили особенности поведения различных животных и птиц при приближении холодов. Перейдя от частного к общему, мы, в спорах и обсуждениях, составили схему поведения братьев наших меньших при наступлении зимы:

Попутно дети закрепили такое понятие как «пиктограмма»и получили новый опыт систематизации информации. Впоследствии ребята не раз самостоятельно и под контролем педагога обращались к составленной схеме.

А жизнь меж тем потекла своим чередом, и мы дружной гурьбой отправились на прогулку. Возвращаясь в группу, мы вдруг обнаружили на ветвях дерево письмо.

В нетерпении поторопились в группу. Читать!

Оказывается, это птицы просят нас о помощи! Но как же им помочь? Чем угрожает им зима?

После небольшого обсуждения пришли к выводу, что страшнее всего для наших пернатых друзей вовсе не мороз, а отсутствие корма. Именно из-за недостатка пищи многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Было принято единогласное решение строить кормушку. Что ж, сказано – сделано!

Так, кормушки заняли свое законное место на участке группы:

Однако, как мы ни ждали, птицы к кормушке так и не прилетали.

Тут выяснилось, что, оказывается, мы знаем о птицах очень мало. Каких птиц мы можем встретить зимой? Что они любят есть больше всего? А есть ли продукты, которыми нельзя подкармливать птиц?

Мы решили познакомить детей с еще одной формой организации информации. Дети перевоплотились в настоящих издателей и принялись за изготовление лэпбука.

В лэпбук вошли дидактические игры

  • Раздели птиц на перелетных и зимующих (классификация птиц);
  • Каждой пташке своё имя (совершенствование навыков чтения; закрепление знаний по лексической теме);
  • Составь рассказ по картинкам (развитие связной речи);
  • Собери пазлы (развитее логического мышления, памяти);
  • Расскажи о птице по плану (развитие монологической речи; совершенствование умения составлять описательные рассказы).

А также информационный модуль «Чем подкармливать птиц зимой?», из которого мы узнали, что птиц нельзя подкармливать черным хлебом, цитрусовыми, соленым и жареным кормом.

Попутно мы вылепили чудесных снегирей:

Нарисовали птиц:

В результате выполнения проекта:

  • У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
  • Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
  • У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Дети не теряли интерес к теме на протяжении целого месяца, получили первые представления о систематизации информации, познакомились с новым видом деятельности – созданием лэпбука.