Современный детский садик
в центре Дмитрова

Проект длиною в жизнь

“На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…” - всем знакомы слова детской считалочки. Всего несколько сотен лет назад профессий было немного, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце вкупе с царем. Люди гордились своим мастерством, передавали умения через поколения. Иногда люди целой местности занимались единым делом - так родились, например, Городецкая роспись и Дымковская игрушка. Время идет и все меняется. Уже сегодня профессий много тысяч, и новые все продолжают появляться. Ни у кого не вызывает порицания человек, меняющий профессию с течением жизни.

Как же в таких условиях выбрать профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе - только тогда человек может стать мастером своего дела. Начинать знакомить детей с миром профессий необходимо уже с дошкольного возраста. Так, играючи, ребятам удается прикоснуться к удивительному и манящему миру взрослых.

Цель проекта: формирование у детей представлений о мире труда и профессий.

Задачи и их реализация:

Мы с ребятами начали беседы о мире профессий с той самой детской считалочки, приведенной в самом начале. Обсудили историю развития профессионального мастерства, прочли и осудили стихотворение Джанни Родари “Чем пахнут ремесла?”. И - погрузились в две из самых древнейших профессий. Посмотрели и обсудили видео о них:

Поварятами дети бывают каждую среду на кружке “Смак”, и мы решили превратиться в портных, а именно - изготовить подарок для самых младших воспитанников нашего садика. Любое изделие начинается с идеи и раскройки:

И приступили к шитью:

Хорошо потрудились, и - готово!

Можно идти дарить. Рады были и одариваемые, и дарители:

Главным путеводителем в путешествии по миру профессий выступил лэпбук “Профессии”:

Уже знакомые с интерактивными книжками-игрушками, ребята с энтузиазмом принялись его изучать. Начали с модуля “История профессий”:

На примере профессии таксиста проследили путь развития от носильщика до оператора автоматизированных транспортных путей:

В кармашке “Профессии” хранятся изображения труженников:

Сразу рассортировали картинки на “знакомые” и “незнакомые”. В разряд незнакомых попали эколог, дизайнер, логист, рекламщик и… программист. Зато оказалось, что с профессией блоггера ребята хорошо знакомы.

Решили сыграть в “Крокодил” - при помощи жестов и мимики изобразить представителя профессии. Кого же выбрать?

Отгадать не всегда просто:

Тем временем лэпбук скрывал еще множество сюрпризов. Игра “Кому что нужно” - знакомимся с орудиями труда:

Знакомая многим нынешним взрослым с детских лет, но совершенно неизвестная детям бумажная кукла. Игра - прекрасный повод поговорить о спецодежде, кому и для чего она нужна:

Посмотрели и обсудили видео про загадочных программистов:

Какие же беседы о профессиях без сюжетно-ролевых игр. Решено открыть кафе. Распределили роли, подготовили меню:

Хостес встречает гостей:

Гости изучают меню, официанты принимают заказы, а повара - готовят:

Вкуснота!

Нелегок труд официанта. За мимолетную грубость по отношению к клиенту можно и выговор от администратора получить, и даже лишиться премии:

К этому времени ребята наперебой обсуждали кто кем хочет стать - на прогулках, в спальне и даже в столовой. Проект был в самом разгаре когда мы начали знакомство с еще одной мало знакомой детям профессией библиотекаря.
Видео о профессии:

Орудия труда и система организации книг в библиотеке:

И стихийная игра в библиотеку спустя время:

Знакомство с работой стражей порядка состоялось на примере инспектора ГИБДД. Заодно повторили значения дорожных знаков:

“Открываем” поликлинику. С традиционной очередью в регистратуру:

На приеме у педиатра. Чудо-лекарство лечит все!:

Перед кабинетом хирурга образовалась очередь:

А затем все ушли на заслуженный отдых:

Игра “Кто здесь работает”. Мысль о том, что одно место может объединять многих людей различных профессий, была уже на поверхности. Мы ее систематизировали и обсудили:

Продолжаем исследовать лэпбук. Мини-книжка “Типы профессий” оказалась для ребят самой сложной. Никак не могли придумать пример профессии, где человек работал бы со знаками. Покуда не вспомнили про программистов!

Зато с пирамидой профессий не возникло никаких сложностей! Совместными усилиями ребята смогли подобрать пример к каждому варианту:

Рисование “Кем ты хочешь стать?”:

Так, Серафим и Никита мечтают вырасти гонщиками:

Катя - врачом:

Даша - будущая балерина

А Егор - спортивный тренер

Обычно, заканчивая проект и оглядываясь назад, понимаешь, что задачи решены и цель в той или иной мере достигнута. С проектом “Профессии” все намного сложнее. Это проект длиною в целую жизнь. Ребята будут расти, все лучше и лучше узнавать и окружающую действительность, и самих себя. Возможно, их мнение успеет поменяться множество раз. Возможно, кто-то определиться с делом всей жизни сразу, а кто-то - в один момент поймет, что долгое время двигался не туда и пришла пора резко менять направление. Как бы там ни было, задача нас, взрослых, помогать ребятам на этом нелегком пути и всячески поддерживать.