Современный детский садик
в центре Дмитрова

Познавательно-творческий проект “Цветные льдинки”

Цель: поддерживать и развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

В ходе проекта мы (задачи и их реализация):

Вспомнили (актуализировали) правила безопасного поведения при проведении экспериментов.

Однажды, за 17 дней до Нового года, Дед мороз преподнес нам подарок:

Ребята сформулировали физические свойства льда: отметили, что лёд холодный, твердый, прозрачный, может быть хрупким, плавится в тепле, в отличае от воды имеет форму:

Очевидно, что в тёплом помещении лёд тает. А можно ли каким-то образом замедлить или ускорить этот процесс. Было решено провести эксперимент: один кусочек льда спрятать в “шубу из шерстяного носка, а второй такой же - оставить лишь в пакетике.

Практически все - за исключением Егора - были убеждены, что в шубе лёд растает быстрее:

Тем удивительнее было через 40 минут обнаружить, что, хотя обе льдинки растаяли, вода из “шубы” ощутимо холоднее, чем в пакетике, находящемся на воздухе:

Это послужило поводом для очередного обсуждения такого явления как теплопроводность.

Тема эта непростая, и прикоснуться к ней нам помог еще один эксперимент: оказывается, изо льда можно конструировать! Если крепко прижать друг к другу две льдинки, лёд от давления начинает таять. Образуется вода, которая, при соприкосновении со льдом, тут же замерзает. Формируется так называемый водяной мостик. Так, всем удалось построить башенки из двух льдинок, а многие соединили и большее количество:

Как-то раз Дед мороз попросил ребят добавить красок в снежно-серые будни и разукрасить воду в цвета радуги. Сказано - сделано!

Разноцветную воду вынесли на улицу, и… ничего не произошло! Подвела погода. Это дало повод обсудить условия замерзания воды и превращения ее в лёд.

Что происходит с водой при заморозке? Проверим!

Мы набрали в шприц 6 миллилитров воды. А после заморозки у нас оказалось 7 миллилитров льда.

Вывод - вода расширяется при заморозке

С неожиданным удивлением дети обнаружили, что лёд, оказывается, плавает:

И тут вопросы посыпались как из рога изобилия. Как ускорить таяние льда? Зачем зимой дорожки посыпают песком и солью? Надо разбираться. Итак, глыбы льда. Может, растопить их теплым дыханием?

Может, посыпать песком?

Ничего не происходит? Тогда, может, солью, которую так кстати спрятал в группе Дед мороз?

Спустя короткое время соль начала “проедать” в глыбе уходящие вглубь канавки. От соприкосновения с солью лёд начал быстро таять. Осталось добавить немного красок в канавке и вот оно - волшебство!

Когда обсуждали, зачем людям лёд, ребята среди прочего назвали “Чтобы в чай класть”. И точно, лёд охлаждает напитки. Но для этого его вовсе не обязательно класть в стакан. Мы попробовали охладить кипяток, разместив лёд сверху над стаканом, и снизу - под стаканом. На стакан, где лёд снизу тоже поставили тарелочку - чтобы избежать более интенсивного испарения с поверхности - для чистоты эксперимента.

Ждём 40 минут и идем проверять:

Каково же было удивление ребят, когда они обнаружили, что вода в стакане, где лёд был сверху, остыла заметно сильнее. Сформулировали правило: нагревай снизу, охлаждай сверху.

А однажды мы нашли в морозилке необычный лёд. Попробовали капнуть на него “волшебным элексиром”, и лёд вдруг как зашипит! В отличие от обычного.

“Волшебный элексир” (помним про технику безопасности):

А лёд, конечно же, был из соды. Так пришла мысль, что замораживать можно не только воду. Попробуем. В морозилку поместили воду, молоко, уксус и растительное масло:

Через 1 час молоко замерзло полность, вода - только начала замерзать, масло и уксус не замерзли вовсе. Дети отправились спать, а еще через 2,5 часа увидели, что молоко по-прежнему замерзшее, замерзла до конца и вода и даже уксус! А растительно масло так и осталось жидким:

Поговорили с детьми о том, что условия замерзания разных веществ - разные.

А тем временем ударили морозцы, и наш участок украсили радужные, цветные льдинки: