Современный детский садик
в центре Дмитрова

Вода - растворитель

Вид проекта: исследовательский проект в подготовительной группе.

Цель: дать детям первоначальные представления о свойствах воды.

Задачи:

  1. формирование интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  2. развитие умений и навыков, необходимых при проведении экспериментальной деятельности;
  3. закрепление и систематизация знаний о некоторых свойствах воды;
  4. расширение и дополнение экологических знаний детей;
  5. формирование позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

Мы начали проект с уточнения органолептических свойств воды. Дети с легкостью вспомнили, что вода:


не имеет цвета

не имеет вкуса

не имеет запаха

Затем мы добавили в воду различные вещества:


песок

почву

муку

лимонный сок

сахарный песок

Дети были убеждены, что все эти вещества растворились в воде. Тогда мы изготовили импровизированные фильтры из ситечка и нескольких слоев марли, и начали процеживать “растворы” через них:

На трех марлечках из пяти остался осадок!

Так ребята убедились, вода способна растворить не все вещества.

В ходе работы над этим проектом дети в очередной раз вспомнили (а в этот раз еще и подтвердили экспериментально!), что вода состоит из молекул. Для этого мы выпустили немного жидкой краски в воду и не стали ее размешивать.

Через некоторое время частицы краски распределились равномерно по всему объему воду, не требуя перемешивания. Вот так фокус эта наша диффузия!

Для более наглядного объяснения построили модели движения молекул:

Любопытно, сколько сахарного песка сможет растворить вода? Ложку или, может, две? Или бесконечное количество - пока будем насыпать, песок будет растворяться? Проведем эксперимент!

Для этого возьмем два одинаковых стаканчика с водой, отметим уровень воды в стаканчиках и начнем добавлять песок - сахарный и обычный.

Уровень воды в стаканчике с обычным песком поднялся с первой же добавленной ложечки - это оттого, что вода песок не растворяет. При добавлении песка сахарного уровень воды не поднимался: