Современный детский садик
в центре Дмитрова

Исследовательский проект "Великий невидимка - воздух"

Цель: выявить, обобщить и расширить представления детей о воздухе как о части неживой природы.

Задачи:

  • Формировать у детей знания о свойствах воздуха, его значении;
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарный запас;
  • Закреплять и развивать умение детей наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции;
  • Формировать у детей умение разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем;
  • Побуждать детей к стремлению устанавливать причинно-следственные связи, выражать усвоенные закономерности в произвольной устной форме;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Формировать установку на здоровый образ жизни.

Нас, без сомнения, окружает воздух. Куда бы мы ни отправились, он повсюду. Никто и никогда в этом не сомневается. Но - вот ведь незадача! - воздух нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни попробовать на вкус.

- А вдруг никакого воздуха и вовсе нет? - спросила я однажды детей.
Дети удивились, озадачились, но доказать наличие воздуха не смогли, хотя никто так и не усомнился в этом самом наличии. Так начался исследовательский проект, посвященный главному невидимке нашей жизни - воздуху.

В первую очередь мы, конечно, убедились, что воздух все-таки существует. Ловим воздух в пакет:

И в шарик:

Изучаем органолептические свойства воздуха:

Смотрим научно-познавательный фильм о воздухе…

… и запоминаем его состав:

Воздух есть повсюду! И вокруг нас, и внутри:

И в воде, и в почве, и даже в…. апельсине! Интересный эксперимент показал, что воздух в апельсине распределен неравномерно.

Воздух имеет вес:

Воздух нужен нам, чтобы дышать. Может, можно этого и не делать?

Не выходит. Читаем книгу “Я и мое тело”, раздел про дыхание:

Обсудили тот факт, что воздух необходим не только людям, но и животным, растениям, микробам, рыбам, птицам. Кроме того, без воздуха невозможно горение. Познакомились с новым словом - окисление.

Кроме того, воздухом можно рисовать! Вот так:

Или так:

И еще эксперимент. Если опустить бумагу в воду, она намокнет:

А если аккуратно разместить на дно стакана и опустить стакан в воду ровно, то останется сухой:

Виной всему - великий невидимка:

При нагревании воздух расширяется:

Это знание помогло дать детям начальные представления о том, откуда берется ветер:

Однажды, путешествуя по сказке, мы наткнулись на развилку. Как водится, три пути:

Поиграли со словами. За каждое слово, подобранное к фразе “Какой бывает ветерок?... ветер?... ветрище?”, ребята получали (разгоняли с неба) тучки:

Ветер, конечно, можно нарисовать!

Рисуем метель морской солью:

Еще с воздухом (и ветром) можно поиграть:

Определяем направление ветра ...

… и затем долго и весело ловим шарик: