Современный детский садик
в центре Дмитрова

Проект в старшей группе «Не было бы света – не было бы цвета»

Цель: Развитие мыслительной активности, коммуникативных навыков в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формировать интерес к явлениям природы;
  • воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
  • расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
  • способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи;
  • показать детям, из каких цветов состоит солнечный луч;
  • познакомить с механизмом образования цветов, разложением и отражением лучей;
  • продемонстрировать образование белого цвета.

Ход проекта

В феврале мы решили углубиться в изучение светового луча. Как-то раз дети, уходя из зала после физкультуры, обратили внимание на разноцветную полоску по краю зеркала. Восхищённо они воскликнули: "Ура! Радуга!".

Сначала дети познакомились с явлением преломления. Когда лучи света попадают из воздуха в какую-то другую прозрачную среду, они преломляются. Это легко заметить, если посмотреть на стакан с палочками или ложкой. Палочки "сломались". Это очень удивило детей.

Затем был проведён эксперимент со стеклянной призмой. С её помощью мы разложили луч света, выходящий из фонарика, на семь цветов спектра. Ещё один опыт заключался в том, что луч мы направляли на погружённую в воду часть зеркала. Пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый свет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Затем мы решили снова собрать семь цветов в один световой пучок. Мы сделали с детьми диск, расчерченный на семь частей и раскрашенный семью цветами спектра. Во время вращения цвета сливаются и диск кажется почти белым. Заодно разучили стишок, помогающий запомнить последовательность цветов.

В другой раз попытались получить разные цвета, совмещая два основных цвета от фонариков, предварительно закрыв их цветными стеклами. Красный и зеленый свет дали нам желтый цвет, синий и красный - фиолетовый; синий и зелёный - голубой. Совместив три основных цветовых луча вместе, мы получили белое цветовое пятно.

Учились смешивать основные цвета не только спектра, но и красок, получая второстепенные цвета красок. Сделали вывод, что существуют различия в получении одного и того же цвета. Так в живописи из основных - желтого и синего цвета получается зелёный. От смешения трёх основных цветов красок получается очень темный цвет, близкий к чёрному.

Татьяна Викторовна провела с детьми мастер-класс по смешиванию цветов красок. Познакомила с такими понятиями, как основной, второстепенный, контрастный цвета.

Попытались связать между собой два явления: конденсации и появлении радуги (разложение светового луча на цвета спектра).

Также дети узнали, что экраны смартфонов, телевизоров и т.д. работают по принципу смешивания трёх основных цветовых лучей спектра.

Из-за преломления и рассеивания света в атмосфере днем мы видим небо голубое, а на закате - красное.