Современный детский садик
в центре Дмитрова

Проект в старшей группе «Волшебный луч света»

Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени. Познакомить с устройством и принципом работы теневого театра. Вызвать желание у детей разыгрывать по ролям сказку, сочиненную собственными силами. Создать положительную мотивацию на игровую деятельность. Формировать познавательные интересы.

Задачи:

  1. Формировать представления о световом луче, познакомить с условием образования тени.
  2. Развивать фантазию, воображение, сообразительность, мыслительные и речевые способности, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, умение сравнивать, анализировать, рассуждать, доказывать.
  3. Упражнять в умении разыгрывать знакомые и сочинённые сами детьми сказки, с помощью театра теней.

Однажды, вернувшись с ужина в групповую комнату, дети оказались в полной темноте. Я поинтересовалась, как они себя ощущают, находясь в темной комнате (неуютно, страшно, жутко, таинственно). А что может помочь вам избавиться от этих ощущений? (надо включить свет). А что такое свет? Предлагаю детям поучаствовать в одном необычном эксперименте.

И так дети усвоили, что свет - это световые лучи; световой луч распространяется по прямой линии (луч, проходя через отверстие в первой коробке, попадает в отверстие во второй коробке и мы его видим, выходящим из неё). Но свет не может огибать препятствие - не проходит через отверстие, которое смещено с его пути.

Вдруг у Мирона возник вопрос, на который Ульяна попыталась ответить.

Очередной опыт наглядно продемонстрировал догадку Ульяны и доказал детям, что лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предметы и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая обращена к его лучам (день). В то время другая сторона Земли находится в тени (ночь).

На следующий день мы с детьми вспомнили опыт со световым лучом. Поразмышляли над вопросом Мирона. Познакомились, как образуется тень.

Экспериментальным путём выяснили, что не все предметы отбрасывают тень одинаково. Чтобы получить четкую тень нужно вырезать силуэты различных фигурок из чёрного картона.

Ребята самостоятельно изготовили смайликов и экспериментальным путём ещё раз подтвердили тот факт, что преграждая каким-либо предметом лучу путь, за этим предметом образуется тень.

Доказали, что лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он создаёт большую тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, но четкой.

Познакомились с понятием полутень.

Полученные знания и навыки дети использовали в театральной деятельности: разыгрывали сказку "Теремок" при помощи настольного теневого театра. Сочинили с небольшой помощью воспитателя сказку "Смайлик и бабочка". Показали её на большом экране. "Фигурами" теневого театра стали сами дети.

Познакомились с эффектом получения двух теней от одного предмета, используя два источника света.

Ребята также познакомились с новым электрическим прибором - проектором. Узнали о его устройстве и принципе работы. С интересом смотрели и слушали диафильмы.

Посмотрели спектакль "Три поросенка", показанный в нашем саду специалистом, профессионально владеющим способом изображения героев сказки при помощи светового луча на специальном экране.

Надеюсь, в ходе данного проекта дети получили не только определенные знания, но и положительные эмоции, а также стремление к новым знаниям.