Современный детский садик
в центре Дмитрова

Проект в старшей группе «Неньютоновская жидкость (НЖ)»

Цель: стимулировать у детей познавательный интерес посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Вспомнить с детьми, какие существуют жидкости и перечислить их свойства.
  • Познакомить детей с необычной НЖ, которая ведёт себя и как жидкость, и как твёрдое вещество.
  • Учить получать её посредством экспериментальной деятельности с такими веществами как вода и крахмал, пользоваться мерным стаканом, ложкой, пипеткой, другим оборудованием.
  • Способствовать развитию различных видов интеллекта у детей: сенсомоторного и социального.
  • Развивать умение детей делать умозаключения и выводы.
  • Создавать условия для развития диалогической речи через взаимодействие друг с другом.

Ход проекта

На очередном занятии по познавательной деятельности мы проводили опыты с водой, молоком, сыпучими материалами. Вспомнили и закрепили общие свойства для большинства жидкостей.

Учились пользоваться мерным стаканчиком, ложкой, пипеткой - отмеряя нужное количество воды и крахмала.

Познакомились с НЖидкостями, существующими в природе: зыбучие пески, болотной трясиной.

На отдельном занятии "физическая лаборатория" дети экспериментальным путём получали различные стадии НЖ, смешивая воду и крахмал в разных пропорциях. На первой стадии, когда воды больше, чем крахмала, НЖ вела себя как обыкновенная жидкость. Чем больше подсыпали крахмала (2;3;4 стадии), НЖ приобретала необычные для жидкости свойства: пальцы засасывало, резкие движения заставляли контейнер подпрыгивать, плавные движения пальцев переводили к тому, что НЖ тянулась вверх длинными нитками вслед за пальцами.

В тоже время резкие и быстрые движения руки делали НЖ твёрдой. Можно бить кулаком и он будет отскакивать от поверхности НЖ и оставаться сухим.

На четвертой стадии НЖ можно мять в руках; собирать в ладоши и катать "колобки"; перекидывать из одной руки в другую; резать как торт стеком для лепки; резать ножницами стекающую струйку; прятать в неё предметы; смотреть как ведёт себя НЖ при воздействии на неё низкочастотными звуковыми волнами.

Дети так впечатлилась экспериментированием с НЖ, что кое-кто из них дома повторили эксперименты вместе с родителями.

Ещё одна интересная особенность НЖ, что на ней и с помощью неё можно рисовать. Мы попытались с детьми сделать картины, в так называемой технике эбру.

Открытое занятие было тоже построено на экспериментировании с НЖ. Только это была уже химическая лаборатория Тобиаса. НЖ мы получали, смешивая в нужных пропорциях "химические" вещества: клей ПВА, перекись водорода, натрия тетраборат и др. Получились жвачка для рук, лизуна, прыгающий bubble gum (зефирную жвачку).

Родители так же были активными участниками процесса. Все получили массу впечатлений, знаний и умений.

Надеюсь, что в следующем учебном году мы продолжим с детьми работу с этой замечательной, можно сказать, волшебной жидкостью.